Каталог цифровых образовательных ресурсов для начальной школы

 

http://school-collection.edu.ru/

Отличная подборка ЦОР для 1-11 классов. Особенно много интересного для себя там найдут сторонники образовательных программ УМК "Школа 2100"

 

 

http://nachalka.info

Очень красочные ЦОР для начальной школы по различным предметам (русский язык, математика, английский язык, окружающий мир). К сожалению, в прошлом году полностью перешел на платную основу и стал недоступным для большинства педагогов

http://www.openclass.ru

Все ресурсы размещены по предметным областям, что очень удобно при поиске. Кроме скачивания готовых материалов на сайте можно размещать свои ресурсы, участвовать в обсуждениях, семинарах, мастер-классах

 

 

http://www.classmag.ru

Сайт скорее даже не для учителей, а для учащихся начальной школы. Рекомендую использовать его своим ученикам при подготовке докладов и сообщений

http://www.zavuch.info

Интересный портал для педагогов, предназначенный в первую очередь для сетевого взаимодействия. Проект включает в себя разнообразные материалы не только для учителей, но так же для классных руководителей, администрации школы и проч.

http://nachalka.seminfo.ru

С этого учебного года все школы России, где есть начальная ступень образования, начали работу по новому Стандарту. Портал nachalka.seminfo.ru - это такая информационная система, которая призвана с одной стороны обеспечить методическую поддержку участников процесса введения ФГОС НОО в Москве , с другой стороны - помочь образовательным учреждениям нашего города в создании условий по требованиям Стандарта к информационно-образовательной среде

http://www.maths-whizz.ru

Мат-Решка – интерактивный математический тренажер для 1-4 классов. Обучение проводится с использованием большого числа интересных ребенку анимированных уроков. Тренажер ведет каждого ребенка по его индивидуальной траектории, проходя по всем основным темам курса математики для начальной школы. Участие в проекте платное, но на 2011-2012 уч. г. Департамент Образования г. Москвы оплатил лицензию для всех первоклассников города (надеюсь, это повторится и в следующем году)

 

 

http://www.solnet.ee

Очень насыщенный и постоянно обновляющийся портал для детей. Для учителя, на мой взгляд, будут наиболее интересны материалы по подготовке предметных и тематических праздников, а также по организации внеклассной работы

Презентация файлы и файловая система
1_Файлы и файловая система.pdf
Adobe Acrobat Document 258.1 KB

Формирование ИКТ - компетентности педагогического работника в условиях реализации ФГОС НОО


Актуальность использования ИКТ на первой ступени обучения школьников.

Современные информационные технологии занимают особое место в учебном процессе. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферы их применения. При этом ученики ежедневно пропускают через себя огромный поток информации, получаемый из интернет–источников, СМИ, электронных игр, рекламы.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность, наряду с коммуникативной, все более определяет уровень его образованности. Современный мир пронизан потоками различных данных, и учитель уже не является единственным носителем информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи, научить обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать, извлекать нужную информацию должен помочь учитель.

Традиционно детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребенка они недостаточны. В контексте задач современного образовательного стандарта ценность овладения учащихся коммуникативными действиями диктуется необходимостью их подготовки к реальному процессу взаимодействия с миром за рамками школьной жизни.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны на первой ступени обучения. Мультимедийное сопровождение на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Ученик становится активным субъектом учебной деятельности, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность. Уроки с применением ИКТ становятся более эмоционально насыщенными и наиболее наглядными, ускоряется процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, а это очень важно ввиду того, что особенностями современных детей являются клиповое мышление, высокая эмоциональность, повышенная утомляемость, высокая познавательная активность.

Применение ИКТ в начальной школе также позволяет рационально и экономно использовать время и силы учителя: подбор иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер, презентация), подбор дополнительного познавательного материала к уроку окружающего мира, знакомство со сценариями праздников и внеклассных мероприятий, обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья, оформление классной документации, отчетов.

Таким образом, использование современных ИКТ технологий облегчает подготовку учителя к уроку, позволяет сделать уроки нацеленными на каждого ученика, разнообразными и насыщенными по формам деятельности, значимыми по результатам, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. С применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности.

 

Требования к квалификации учителя для реализации задач по формированию ИКТ- компетентности обучающихся

В раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного  справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального  развития  Российской  Федерации   от 26.08.2010  № 761н, включены следующие положения, регламентирующие должностные обязанности учителя:

«Учитель осуществляет обучение и воспитание обучающихся (...) используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. (...) Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. (…)  Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

Должен знать: (…) основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности (…)».

Задачи формирования ИКТ- компетентности реализует учитель начальных классов, прошедший повышение квалификации по проблеме применения ИКТ технологий в образовательном процессе, в том числе по технологии применения современного цифрового оборудования. Если в образовательном учреждении выделены часы на преподавание курса информатики в начальной школе, или часы на внеурочные занятия по информационным технологиям, то данные курсы могут вести как учителя начальных классов, так и  учителя информатики, специалисты по информационным технологиям. 

Учителю начальной школы при решении задач формирования ИКТ- компетентности обучающихся желательно демонстрировать соответствующие умения:

·         в позиции учителя русского языка:

-     знание моделей применения программ орфографического контроля, их частичного или полного отключения;

-     знание методик и технологий литературного редактирования и реферирования;

-     знание методик и технологий построения учебных текстов с пропусками или перестановками;

-     знание моделей обучения работе с гипермедийными структурами (в том числе, например, с видеозаписями, сделанными обучающимися) с позиции содержательного выстраивания видеоряда и подготовки дикторских текстов;

-     знание моделей формирования стилистики работы с электронной почтой, форумами, блогами, вики.

·         в позиции учителя литературного чтения:

-     работа с источниками, поиск, цитирование, комментирование, реферирование и анализ текстов;

-     работа с электронным литературным текстом, в том числе с детскими творческими работами: использование ресурсов электронных библиотек, практика создания собственных текстов в электронном виде, публикация результатов детского творчества в печатном виде и в Интернете, разработка сценариев для экранизации литературных произведений и их фрагментов, а также литературных работ обучающихся;

-     работа со звучащим текстом и видеорядом: анализ обучающихся  собственной речи, записанной в цифровом виде; отработка навыков орфографического и орфоэпического чтения в процессе записи и прослушивания собственного чтения, развитие навыков выразительности чтения, создание мультфильмов и видеофильмов на основе литературных сюжетов, текстов, а также литературных работ учащихся.

·         в позиции учителя математики и информатики:

-     представление о моделировании объектов и процессов с помощью компьютерных программ; представление об объектах математики и окружающего мира, которые возможно и целесообразно моделировать с помощью компьютера;

-     выбор адекватных возрасту обучающихся  и учебным задачам средств построения модели: среды для создания и управления реальными движущимися моделями, микромиры, позволяющие программирование исполнителей (Робот, Черепашка);

-     разработка и запись, в том числе с использованием конструкций специального языка для записи, алгоритмов решения математических задач и управления объектами-исполнителями;

-     моделирование и проектирование реальных процессов окружающего мира с помощью специальных программ (виртуальных лабораторий) или наборов конструкторов; разработка планов проведения исследований с помощью компьютерных моделей.

·         в позиции учителя изобразительного искусства:

-     использование графического редактора и графического планшета как средств создания компьютерного рисунка; подготовка и проведение он-лайн выставок;

-     использование фото - и видеосъемки как основ для современных видов искусства: создание натурной мультипликации на основе художественных и других работ учащихся; подготовка и проведение он-лайн выставок цифровых фотографий по различной тематике.

·      в позиции учителя музыки:

-     использование музыкальной клавиатуры как средства для обучения основам музыкальной грамоты и сочинительства;

- использование музыкальных редакторов, позволяющих расширить набор доступных музыкальных инструментов, сочетать их звучание, добавлять фото- и видеоиллюстрации к музыкальным фрагментам.

 

 

Формировании ИКТ- компетентности обучающихся   при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Согласно подпунктам 7, 8 пункта 11 раздела II «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования»  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) к метапредметным результатам  освоения основной образовательной программы начального общего образования относится:

-        активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

-        использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета).

            Данные умения составляют содержание ИКТ-компетентности, которое конкретизировано в примерной основной образовательной программе, одобренной  Координационным советом при Департаменте государственной политике  в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (подпункт 2.1.2. «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты))

 

Нормативно-правовая и методическая основа формирования
ИКТ - компетентности обучающихся при реализации ФГОС начального общего образования

1. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утвержден приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н).

2. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (утверждены  приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (ред. от 26.11.2010; 22.09.2011;18.12.2012 №1060).

4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. Савинов. 4­е изд., перераб. М. : Просвещение, 2013. 223 с. (Стандарты второго поколения).

В соответствии с требованиями ФГОС НОО планируемые метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования включают информационные умения и умение работать с разными источниками информации  в совокупность ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. (ФГОС НОО. Раздел 2. п.11). 

В примерной основной образовательной программе начального общего образования в целевом разделе, подразделе   «Планируемые результаты» требования к ИКТ - компетентности конкретизированы и представлены в подпрограмме «Чтение. Работа с информацией». Подпрограмма описывает требования к ИКТ -компетентности по разделам: получение, поиск и фиксация информации, понимание и преобразование информации, применение и представление информации, оценка достоверности получаемой информации. Требования к результатам представлены на двух уровнях – базовом и повышенном. Подпрограмма «Чтение и работа с информацией» реализуется  на основе всех предметов начальной школы, но особое значение имеют предметные области «Математика и информатика» и «Технология».

Формирование ИКТ- компетентности предполагает знакомство обучающихся с различными средствами ИКТ, освоение ими общих безопасных и эргономичных принципов работы с ними; осознание возможностей различных средств ИКТ для использования в обучении, развитии собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Нормативной основой непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения являются санитарно – эпидемиологические  правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10), в которых установлена продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения (п. 10.18 СанПиН 2.4.2.2821-10). Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у обучающихся 1 - 4 классов.

Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них. Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице.

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках




Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1-2

10

15

15

15

20

10

3-4

15

20

20

15

20

15

Образовательное учреждение на основе ФГОС НОО и примерной основной образовательной программы, региональных рекомендаций и рекомендаций учебно - методических комплектов  раскрывает особенности формирования  ИКТ- компетентности в соответствующих разделах основной образовательной программы начального общего образования.

 

Отражение в рабочих программах  задач формирования ИКТ - компетентности обучающихся в преподавании предметов при реализации ФГОС НОО

В соответствии с ФГОС НОО формирование ИКТ-компетентности осуществляется на всех уроках и внеурочных занятиях в начальной школе.

Образовательное учреждение вправе включить в часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса, предмет «Информатика». Данный предмет не является обязательным для формирования ИКТ-компетентности.

Задачи формирования ИКТ-компетентности (умений работать с информацией) должны быть отражены учителем в учебно - тематическом планировании рабочей программы по каждому предмету в характеристике учебных задач и в перечне универсальных учебных действий, формируемых на уроке.